Загрузка

История модульных быстровозводимых зданий

Испокон веков люди стремились сделать строительство жилья и других необходимых зданий как можно более быстрым и недорогим. Для этого использовались различные приёмы, многие из которых в переработанном и усовершенствованном виде используются и в наши дни.

Юрты, вигвамы, избы

Первым быстровозводимым зданием историки архитектуры небезосновательно считают юрту степного кочевника. Она и сегодня поражает продуманностью конструкции, которая оттачивалась и совершенствовалась в течение многих веков. Лёгкая и очень прочная, юрта отлично удерживает тепло, даже когда столбик термометра снаружи опускается глубоко ниже нуля. Семья кочевников тратит на разборку юрты чуть больше часа, а чтобы установить её на новом месте, нужно не больше трёх-четырёх часов. Аналогичными качествами обладали традиционные вигвамы североамериканских индейцев.

В России существовала собственная традиция быстровозводимого жилья – изб из брёвен. В Москве и других крупных городах уже в XV-XVI столетии существовали избяные рынки, где можно было купить готовую избу. Артель плотников привозила во двор к покупателю набор брёвен и за один день собирала пригодный для жилья дом. Такая услуга пользовалась огромным спросом, так как пожары довольно часто уничтожали деревянные избы.

Первое модульное здание

Идея сборки здания из стандартных модулей впервые была воплощена во Франции в 1851 году. Тогда в Лондоне проходила Всемирная выставка, и британский инженер Пэкстон возвёл для неё впечатляющее здание – Хрустальный дворец. Огромная конструкция, площадь которой превышала 90 тысяч квадратных метров, была собрана по модульному принципу из стекла и железа.

Настоящий бум разработки модульных быстросборных конструкций охватил Европу в начале ХХ века, с развитием промышленных технологий обработки стали и выплавки стекла. В России наиболее известными конструкциями стали башни инженера Шухова, для сборки которых использовались стальные модули.

В Германии появился знаменитый Баухаус – школа инженерных искусств, члены которой посвятили себя разработке новых принципов архитектуры. В СССР эту роль взял на себя ВХУТЕМАС. Однако воплощать эти идеи на промышленном уровне ещё не позволял технологический уровень, хотя многими эстетическими и техническими разработками того времени мы пользуемся до сих пор. Ярким примером служит Модулор – система строительных пропорций, в основе которой лежит золотое сечение, разработанная знаменитым французским архитектором Ле Корбюзье.

Каркасное строительство

По окончании второй мировой войны во всём мире появилась огромная потребность в технологиях быстрого строительства домов. Наибольшее распространение получили панельно-каркасные и каркасно-щитовые технологии, зародившиеся в США и быстро взятые на вооружение во всём англо-саксонском мире. Британия и Канада даже приняли государственные программы, поощрявшие каркасное строительство. Не отставали от них и страны Европы, особенно Скандинавия.

Лёгкие металлоконструкции в качестве каркаса впервые появились тоже в США в начале 60-х годов ХХ века. Европейцы создали собственную технологию ASTRON только в 1977 году, однако она была более успешной, чем американская, и лишённой многих ошибок, допущенных первопроходцами. Технологии на основе ЛМК до сих пор остаются востребованными в строительстве жилья и коммерческих зданий.

Контейнерные модули

С идеей использования для моделирования зданий транспортных контейнеров связывают имя художника из США Адама Калкина. Интерес к этой тематике возник на переломе ХХ и ХХI веков. Архитектор использовал старые, непригодные для перевозок контейнеры, которые при минимальном вложении средств удавалось преобразовывать в современные комфортабельные дома.

Практически одновременно интерес к использованию контейнеров в качестве строительных модулей возник и в нашей стране. За считанные годы образовалась достаточно мощная индустрия быстровозводимых домов, использующая современные технологии, отечественные и зарубежные разработки. Сегодня модульное здание по уровню теплосбережения, комфорту и долговечности почти ничем не отличается от капитальных построек, но требует намного меньше средств и времени для возведения на любом участке.

Возможности применения блок контейнеров

Применение модульного принципа оказалось чрезвычайно удачным инженерным решением во многих отраслях, в том числе и в строительстве. В качестве модульной единицы, как правило, используются блок контейнеры – модули, габаритные размеры которых соответствуют параметрам морского грузового контейнера. Это стандарт выбран не по чьей-то прихоти, а из соображений удобства транспортировки: готовый блок контейнер в сборе может перевозиться обычным грузовиком. Он без труда помещается на платформе грузового тягача или на железнодорожной платформе.

Немного истории

Всё началось с использования обычными гражданами старых, списанных железнодорожных контейнеров. В нашей стране их, как правило, устанавливали в качестве сараев на дачных участках, использовали в виде рабочих бытовок на стройках. В конце ХХ века на отслужившие свой век морские 40-футовые контейнеры обратили внимание художники-архитекторы США. Оказалось, что при минимальной переделке старый контейнер вполне может стать компактным и уютным жилым домиком, благо климат в большинстве штатов не требует мощного утепления стен. Идею быстро подхватили архитекторы и дизайнеры в других странах, и вскоре образовалась целая строительная индустрия, производящая жилые, офисные и рабочие блок контейнеры.

Для чего используют блок контейнеры

Типовой блок контейнер, размеры которого составляют 6 х 2,45 х 2,5 м, оказался универсальной конструкцией, которая находит повсеместное применение в качестве:

  • строительной бытовки – помещения, в котором строительные рабочие переодеваются и приводят себя в порядок по окончании рабочей смены;
  • будки охраны на строительном или промышленном объекте, на въезде в охраняемую зону;
  • садового домика или дачного хозблока на загородном участке;
  • небольшого магазина или автолавки;
  • мобильной кухни, которую разворачивают в полевых условиях;
  • передвижного медицинского пункта;
  • передвижной лаборатории и т.д.

Размеры позволяют без особых проблем перемещать блок-контейнер с одного объекта на другой либо вовсе сделать его мобильным, разместив на колёсной или гусеничной платформе.

Блок контейнер как базовый модуль

Не менее востребованы сегодня блок контейнеры как базовые модульные единицы для сборки быстровозводимых зданий и комплексов. Усиленный металлический каркас позволяет устанавливать их друг на друга в два и даже в три этажа, собирая из них здания разной конфигурации и различного назначения:

  • офисные и административные здания;
  • общежития, предназначенные для строителей, работников вахтовых предприятий, военнослужащих;
  • быстросборные больницы и амбулатории;
  • школы, детсады, базы отдыха, студенческие кампусы;
  • магазины, склады, сервисные центры, другие коммерческие здания.

Используя блок контейнеры в качестве основного модуля, можно за считанные дни возвести здание требуемой вместимости. Единственное, что для этого потребуется – ровная площадка, на которой будут установлены модули, с подведенными к ней инженерными коммуникациями. По уровню комфорта и энергоэкономичности современные модульные здания не уступают капитальным постройкам.